Николай Павлович Богмат
Как правило, большинство очерков о ветеранах войны начинаются со слов: «Ему было всего 17…». Меняются только их возраст и имена. Так уж получилось, что самая тяжелая ноша легла на плечи того молодого поколения, которому не только пришлось завоевывать победу, но и восстанавливать мир после войны. Эта беда коснулась каждого уголка нашей необъятной Родины, и Забайкалье, конечно, не стало исключением.
Итак, ему было всего 22… Молодой парень Николай Богмат, как и миллионы его ровесников, взял в руки оружие и начал сражаться за мир во всем мире. Годы испытаний он преодолевал с мужеством и храбростью. Прошел немало сражений, однако самой запоминающейся стала битва с Японией.
Николай Павлович Богмат родился 18 декабря 1919 года в селе Пески Полтавской области. Все детские годы прошли на Украине. Получил настоящее христианское воспитание в семье портного, служащего церкви. С детства был приучен к труду, уважению и почитанию старших. Именно этот «стержень», закрепленный с детских и юношеских лет, помог преодолеть все жизненные преграды…
Уже с самого детства маленький Николай проявлял особый интерес к технике. Поэтому для близких не стало удивительным, что сразу после окончания войны он устроился на работу в одну из украинских автошкол. Однако учить азам водительского мастерства других ему пришлось недолго, поскольку волею судьбы в 1948 году он оказался в Чите, где выбрал для себя другую, не менее интересную профессию. Автомобили и безопасность дорожного движения настолько привлекали его, что Николай Павлович поступил на службу в ГАИ при центральном отделе милиции Читы, где служил инспектором в звании младшего лейтенанта. А уже с 1952 года Николай Богмат был назначен председателем квалификационной комиссии ГАИ Читинской области и принимал экзамены на право управления автомобилем.
Обычно в большинстве очерков о сотрудниках Госавтоинспекции, прослуживших долгие годы, есть слова: «Он посвятил дороге всю жизнь». И Николай Павлович не стал исключением. Дорога преподносила немало сюрпризов, в том числе и неприятных, однако справиться со всеми невзгодами и всеми возмутителями спокойствия и дорожной безопасности помогала фронтовая закалка. Ответственный, порядочный и очень справедливый - он всегда пользовался авторитетом среди коллег, а самое главное – среди участников дорожного движения.
Рядом с ним всегда была его главная поддержка – любимая жена, дети, а потом уже внуки и правнуки. Скромный и выдержанный, он всегда, вспоминая годы сражений и годы службы в мирное время, любил повторять, что в жизни есть несколько принципов, которые нарушать нельзя - это честность, справедливость, любовь и понимание ближнего.
Судьба нередко преподносит странные совпадения. Николай Павлович Богмат радовался великой Победе 68 раз и умер прямо накануне Дня Победы в прошлом году. Ему было всего 95…
Ю. БАБКИНА, УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю