Иван Максимович Царьков

И. М. Царьков родился в 1909 г. в дер. Марьевка Нижегородской губернии. В 1933 г. окончил Ижевский автодорожный техникум и до 1936 г. работал сначала в Горьковском, а затем в Кировском управлении Крайдортранса. С апреля 1936 г. Иван Максимович - в кировской областной Госавтоинспекции. Еще 3 марта 1936 года было подписано Постановление СНК СССР о передаче Государственной автомобильной инспекции Цудортранса в ведение НКВД. 14 марта того же года начальник Управления НКВД Кировского края издал приказ о слиянии автоотдела Дортранса с Госавтоинспекцией и о передаче ГАИ в подчинение краевому Управлению милиции. Автоотдел Дортранса переводился в новую структуру со всем его штатом, имуществом, материальными ценностями и сметами.

Именно из управления Крайдортранса в новую Госавтоинспекцию пришли первый исполняющий обязанности начальника Валентин Каллистратович Бандура и горинспектор Иван Максимович Царьков.

Из воспоминаний И.М. Царькова: "В 1936 году, когда автоотдел переводили из Крайдортранса в НКВД, нашего желания никто не спрашивал. Вышло Постановление, нам его объявили. Конечно, мы раздумывали - идти или не идти работать в милицию. Почему решились? Нам ведь тогда деваться было некуда. А там - работа по этой же специальности. Решили: ладно, перейдем, посмотрим, как и что. А потом, когда начали работать - дальше - больше... Мы в то время работали без всякой плановости. Никакого понятия о дорожном надзоре, организации движения и всем прочем не было. Это все еще только начиналось. Областной штат ГАИ был 10-12 человек, включая квалифкомиссию, а на дороге стояли тогда обычные постовые милиционеры. Конечно, транспорта было меньше, но объем работы каждого сотрудника ГАИ был значительным. Во-первых, инспектор осуществлял надзор за движением транспорта, он же выезжал на дорожно-транспортные происшествия, он же проводил и профилактическую работу на закрепленном участке. Кроме того, в то время мы проводили два техосмотра автотранспорта в год... И, конечно, ответственность за работу по предупреждению аварийности на автотранспорте целиком и полностью ложилась на нас. Но, постепенно мы втянулись в это дело и отдали ему всю жизнь".

В годы Великой Отечественной войны органам внутренних дел нашей страны пришлось решать особые задачи. В Кировской области работники милиции и госбезопасности охраняли правопорядок, защищали жизнь граждан, недоедая и недосыпая так же как и все. И хотя наша область находилась в глубоком тылу, однако и здесь необходимо было бороться с врагом. Разного рода подонки спекулировали продуктовыми карточками и хлебом, воровали последнее у солдатских вдов и сирот. В сельских районах особую опасность представляли дезертиры, сбежавшие с фронта, сбившиеся в банды и грабившие колхозников, которые и без того отправляли на фронт последнее, что у них было.

Утром 23 июня 1941 года перед началом работы сотрудники Кировского областного управления милиции собрались на митинг. В своей резолюции они записали: "На призыв большевистской партии, Советского правительства о том, чтобы отнестись "с должным сознанием к своим обязанностям", мы... все как один... приложим все свои силы к полному и точному выполнению задач, возложенных на органы советской милиции. Как никогда повысим свою революционную бдительность, еще больше укрепим дисциплину, обеспечим высокое политико- моральное состояние. Будем беспощадно разить врагов, попытавшихся ослабить наше государство, еще теснее сплотим свои ряды..."

Одним из важнейших направлений в деятельности Госавтоинспекции в годы войны было ее участие в отправке автомобилей в действующую армию. В Кировской ГАИ за этот участок работы отвечал работавший тогда старшим инженером И.М. Царьков. Решением облисполкома в первые дни войны он был назначен председателем технической комиссии облвоенкомата по приемке автотранспорта и отправке его на фронт.

Однако, если сначала из автохозяйств поступали в основном исправные машины, требующие небольшого текущего ремонта, то уже с 1942 года автомобили стали поступать с более серьезными дефектами. Такие машины уже невозможно было "довести до ума" в "походных условиях" приемо-сдаточного пункта, особенно, когда в 1943-44гг. практически вся исправная техника была уже отправлена на фронт, а машины для армии все требовались и требовались.

И.М. Царьков вспоминает, что "к этому времени все исправные автомобили области кроме газогенераторных были отправлены на фронт. Из районов области буксиром и на тракторах доставлялись несколько сот разукомплектованных машин, требующих капитального ремонта. Эти машины мы направляли на Казанский авторемонтный завод".23 Поэтому еще в начале 1942 г. по решению облисполкома было создано 20 авторемонтных точек в гаражах областного центра. Для работы в них было мобилизовано 200 человек - слесарей, токарей, электриков. Скомплектованные автоколонны сразу же отправлялись в действующую армию. Работа областной технической комиссии продолжалась до 1944 года. За время ее работы на фронт было отправлено более 75% бывших в области к началу войны автомобилей. Как всегда, кировчане не подвели. И.М. Царьков вспоминает: "Я хорошо помню благодарственные письма от офицеров фронтовых частей, куда были отправлены отобранные нами машины. В этих письмах содержалась большая благодарность за нашу работу. В письмах сообщалось, что наши машины работали бесперебойно и давали большую помощь фронту".

Практически все автоперевозки в области в годы войны осуществлялись на газогенераторных машинах. Сегодняшнему читателю мало что говорит это название, однако в 30-40-е годы именно газогенераторным автомобилям прочили большое будущее. В качестве топлива в таких машинах использовались... дрова - отходы деревообрабатывающих производств и т.п. В Кировскую область первые 14 газогенераторных автомобилей "ЗИС" грузоподъемностью 3 тонны пришли еще в 1937г. Они были оборудованы газогенераторами харьковского завода "Свет шахтера" и предназначались для треста "Кирлес".25 А в конце 1940 года в городе Кирове были проведены испытания на машине ГАЗ-42, работающей на торфе, большие запасы которого имелись под городом за комбинатом им. Коминтерна. Расход торфа, по сравнению с древесным топливом, оказался несколько ниже. При этом торф был дешевле древесины в среднем примерно в 6 раз. Об этом в декабре 1940 года сообщала своим читателям "Кировская правда".

К слову сказать, работал Царьков в областной ГАИ до мая 1945г. Затем его переводят в транспортный отдел обкома ВКП(б). С 1947 по 1952гг. он работал начальником гаража УМГБ по Кировской области, а уже после этого он и был назначен начальником отдела ГАИ. Работой областной Госавтоинспекции Иван Максимович руководил 12 лет - до 1964г. Вышел в отставку в звании подполковника милиции. За многолетнюю добросовестную службу И.М. Царьков награжден орденом Красной Звезды, многими медалями, неоднократно поощрялся благодарностями и премиями руководства. В своих воспоминаниях он так написал о себе: "Я всегда жил по принципу: «Лучше бедно, но честно", к этому добавить трудолюбие и справедливость. Так я учил и воспитывал своих детей и всех сотрудников ГАИ".

УГИБДД УМВД по Кировской обл.


Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»