Надежда Кузьминична Балабанова
Родилась 6 ноября 1923 года. В годы войны работала на заводе. В 1944 году мобилизована на службу в ГАИ. Завершила работу в 1970 году.
Звание: старший лейтенант милиции.
Боевые награды: медаль «За Победу над Германией».
Скончалась в 2001 году.
«Автоинспектор в юбке», газета «Красное знамя», В. Акопян, 7 июня, 1995 года.
«Какие ассоциации у вас вызывает коротенькое слово ГАИ? Большинство умеющих крутить баранку томичей, не задумываясь, скажет: нарушения правил дорожного движения и штрафы. Другие – все больше пешеходы – вспомнят дядю Колю: живую визитную карточку города инспектора Н.П. Путинцева. Третьи заговорят о маетности техосмотра…
А водители послевоенных лет при слове ГАИ, улыбаясь, вспоминают Наденьку Балабанову. В ГАИ всегда женщин было раз-два и обчелся. Но тогда, в лихие военные годы, слабый пол в тылу заправлял повсюду.
За три года до этого совсем юной работала она на эвакуированном в Томск манометровом заводе.
Как-то уже в 44-м на завод явился человек из НКВД. Ходил и приглядывался к людям. И на следующий день Надя получила повестку – явиться в НКВД к 24 часам. Все домочадцы пошли девушку провожать. Не на шампанское же пить приглашали…
Ей приказали немедленно заполнить анкету, назавтра уволиться с завода и тут же выходить на работу. Поначалу работала Н. Балабанова в отделе Госавтоинспекции при НКВД паспортисткой. Позднее стала Госавтоинспектором. В те времена отделом руководила А.А. Приколотина, сыгравшая в жизни Надежды Кузьминичны большую роль. Жизнь «гаишных» женщин порой была не сахар: на заводе в сутки народ получал по 800 граммов хлеба, а в ГАИ только-только 400. Оклад был 600 рублей (ведро картошки стоило около четырехсот). Но А.А. Приколотина вечно подбадривала своих девочек.
В ГАИ Н.К. Балабановой поручили хлопотное дело – регистрацию транспорта и его ежегодный технический осмотр. А.А. Приколотина всерьез звала Надежду «ходячей энциклопедией» за то, что та назубок знала фамилии всех водителей и номера их машин. «Ну, в этом сложности нет, усмехнетесь вы, – машин-то было мало». Да, в 1944 году на учете в ГАИ стояло 6 мотоциклов и 470 автомобилей. А управлялись с этим хозяйством всего три инспектора. И не было ни калькуляторов, ни другой техники…
Сама она неплохо водила машину. Домой в дни техосмотра иногда приходила к полуночи. Но всегда находила часок для любимого дела. Как ахали послевоенные модницы от зависти, когда на платье кого-нибудь из них появлялась вышитая руками Надежды Кузьминичны великолепная роза!»