Михаил Михайлович Гребенкин

Михаил Михайлович Гребенкин (22 ноября 1918 – 21 февраля 2008) более 16 лет прослужил в ГАИ Кировской области. Ветеран Великой Отечественной войны. Прошел всю войну от начала и до конца. Был водителем. Судьба к Михаилу Михайловичу была благосклонна: на войне Гребенкин не был ранен ни разу, хотя случаев, чтобы погибнуть, было более чем достаточно.
Как-то получили шофера задание – ехать на армейские склады на другой берег Дона за боеприпасами. Когда в Калаче все семь машин были погружены, начинало рассветать, пора было ехать. Но на переправу через Дон их уже не пустили. Сказали, что произошел прорыв фронта, и их дивизия попала в окружение. Из того “котла” вышло всего человек 120, из их автороты — никто. Ветеран вспоминал, как отвёз своего комдива в штаб фронта, да так его больше никто и не видел. Что с ним стало, оставалось только догадываться.
В Сталинграде Гребенкину довелось побывать на волосок от гибели еще раз. Тем уцелевшим из дивизии семи грузовикам было предписано ехать на север, к месту назначения. Дали еще две “полуторки”. Нужно было переправляться через Волгу. На паром стояла очередь. Прождали всю ночь, а утром налетели бомбардировщики. Позднее историки уточнят, что это была первая крупная бомбежка города.
Машины стояли у реки, а Михаил с бойцами коротали время на летней кухне расположенного неподалеку дома. Сидели на гнутых “венских” стульях, разговаривали, и тут - завывание бомб. Благо, что домик стоял на откосе. Уже под разрывы успели прыгнуть под него. Когда все было кончено, вернулись обратно. На сиденье того стула, где сидел Михаил, зияла дыра от осколка, предназначавшегося, видимо, ему. Задержись секунду-другую и ... Знать, все же не судьба. А стулья эти запомнил он на всю жизнь.
Участвовал Гребенкин и в первом прорыве блокады Ленинграда, воевал на Курской дуге, где ему присваивают очередное звание - лейтенант, награждают медалью “За боевые заслуги”.
Идет продвижение на Запад. В составе Первого Украинского фронта 147-я дивизия участвует в освобождении Киева. Переходит границу Польши, форсирует Вислу. К этому времени автопарк почти сплошь состоит из трофейных или полученных по “ленд-лизу” американских машин. Они и более мощные, грузоподъемные, и высокой проходимости. ветеран вспоминал, что особенно старались захватить немецкие “Опель-Блиц”. Некоторые из них были с ведущим передним мостом, что было очень кстати, так как одновременно машины использовались и для транспортировки 76-мм-х орудий. Приходилось посидеть за рулем и других “иномарок”: “Форд-6”, “Форд-8”, “Студебеккер”, “Джен-Си”, “Шевроле”. Да и многие орудия к тому времени были не наши. По немецким танкам стреляли из их же пушек.
В Берлине Гребенкину не пришлось побывать. К столице Третьего рейха они подходили с юга. 8 мая, когда уже над рейхстагом колыхалось Знамя Победы, был получен приказ повернуть на Прагу, где шли последние бои. Там и встретил боевой лейтенант известие о капитуляции Германии.

М.М. Гребенкин награжден Орденом Отечественной Войны 2 степени, Орденом Красной звезды, двумя медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Сталинграда”, “За взятие Праги”, полным комплектом юбилейных наград.
В 1946 г. Михаил возвращается домой. На руках справка из московского ВУЗа, полученная еще в 1939 году, по которой его должны зачислить после демобилизации снова на 1-й курс. Но Гребенкин, пройдя военный путь, выбирает другую дорогу: приходит на должность госавтоинспектора в ГАИ Кировской области в звании старшего лейтенанта. Через три года назначается начальником отделения дорожного надзора.
В 1953 году, уже в звании капитана, Михаил Михайлович решает продолжить свое образование: поступает на заочное отделение Горьковского Автотранспортного Техникума. Через три года Гребенкин, уже занимающий должность заместителя начальника областной ГАИ, получает диплом с отличием. В 1963 г., в звании подполковника, Михаил Михайлович Гребенкин выходит на пенсию. Работает в автотранспортном управлении, а затем - в учебном комбинате при нем.

Факты из биографии М.М. Гребенкина.

Родился 22 ноября 1918 года в д. Хитрины Котельничского района Кировской области.
1 сентября 1927 г. пошел в 1-й класс начальной школы при станции Котельнич-2. Окончив в 1934 г. «семилетку», уехал с друзьями в Горький, где 5 месяцев отучился в Железнодорожном ФЗУ (фабрично-заводском училище). В марте 1935 г. вернулся домой. Поступил в Кировский Индустриальный техникум, после его ликвидации – в Автомеханический техникум при автозаводе им. Молотова в г. Горьком. Проучившись там совсем недолго, вернулся в Котельнич, где поступил в 9-й класс средней школы № 1. В декабре 1937 г. вступил в ряды ВЛКСМ. В 1938 г. закончил десятилетнюю школу.
Летом 1938 г. поехал поступать в Москву, в МВТУ имени Баумана. Не прошел по конкурсу, вернулся домой и год работал в НСШ учителем по арифметике и физике. Одновременно готовился к вступительным экзаменам: штудировал физику, математику, не забывая о своей цели – учебе в Москве. Летом 1939 г. Михаила зачислили на механико-технологический факультет МВТУ.
Осенью 1939 г., после того как Указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована отсрочка от призыва на военную службу для студентов, Михаила Гребенкина призывает на службу в РККА Первомайский РВК г.Москва. Служит в Рязани, в отдельном автотранспортном полку.
22 июня 1941 г. вместе с другими офицерами младший лейтенант Гребенкин выезжает согласно предписанию в другую часть для стажировки в должности комвзвода. Путь лежит через Москву. Находясь с товарищами на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, слышит из репродуктора сообщение о начале войны.
24 июня 1941 г. Михаил прибывает на место назначения – в 46-ю танковую дивизию, г. Опочка.
Через два дня получают приказ: выступить маршем на Латвийскую границу. За 1,5 дня преодолевают 70 км. На границе занимаются устройством противотанкового рва. «Неужели немец досюда дойдет?»
6 июля 1941 г. получает «боевое крещение» - осуществляет бросок взвода на подкрепление на передовую линию.
8 июля 1941 г. Михаил переходит в автобат 46 МСП, где встречает своих рязанских друзей.
27 июля 1941 г. Сильная бомбежка: в небе пикируют немецкие бомбардировщики.
Август 1941 г. Полк переводят в 185-ю стрелковую дивизию. Располаются в районе д. Новая Русса, затем - д. Рыснево. Записи из дневника М.М. Гребенкина: «Как мы метались с машинами по лесу?! Одну ночь просидели в окопах под обстрелом артиллерии».
13 сентября 1941 г. Начали выходить из окружения. При переходе через шоссе группа из 17 человек, в числе которых Михаил Гребенкин, попадает под обстрел.
21 сентября 1941 г. – вышли из окружения в районе д.Заозерье, южнее г.Осташков. Направились под Новгород в район сосредоточения полка. Затем – в штаб дивизии, и сразу же – в штаб северо-западного фронта, г.Валдай.
10 октября 1941 г. – назначение в 34-ю армию.
16 октября 1941 г. – назначение в 259-ю стрелковую дивизию.
19 октября 1941 г. – снова в Валдай.
2 ноября 1941 г. – прибывают в Горький.
26 декабря 1941 г. - п.Кукмор, формирование 147-й стрелковой дивизии. Михаил зачислен в резерв при штабе дивизии.
2 марта 1942 г. – д.Едыгер, назначение командиром взвода транспортной роты.
4 мая 1942 г. – г. Ковров, перевод в автороту командиром взвода. Поездки за продуктами в Иваново и Шую. Позднее – поездки в Сталинград.
27 июля 1942 г. – переезд в Жирки. Поездки за продуктами в г. Калач, ст. Чир.
6 августа 1942 г. - командировка в г. Калач за продуктами на 6-ти машинах. Запись в дневнике М.М. Гребенкина: «Дивизию отрезали и нас за Дон не пропустили».
22 августа 1942 г. - выехали из д. Грачи в Каменный Буерак. Объезд на 4-х машинах через Сталинград. Запись в дневнике М.М. Гребенкина: «Немец побомбил нас как следует в Сталинграде».
25 августа 1942 г. - переправились через Волгу.
21 сентября 1942 г. – погрузились в эшелон.
24 сентября 1942 г. – выгрузились на ст. Привольская.
14 декабря 1942 г. – погрузились в эшелон.
24 декабря 1942 г. – выгрузились на ст. Новый Быт.
Запись в дневнике М.М. Гребенкина: «И началась фронтовая жизнь – ночевки под открытым небом, а сейчас – зима. Но с шутками и смехом все переносится».
Январь 1943 г. – Гребенкин в артиллерийском полку. Рядом с передовой.
23 января 1943 г. М. Гребенкин оставляет запись в своем дневнике: «Вот поле боя: здесь была болотистая почва с кустарником и мелким лесом, а зимой все покрыто снегом. А сейчас: снег перемешан с землей, всюду воронки от снарядов и бомб, лес и кустарник поломаны, срезаны осколками снарядов, всюду валяются обломки, обрывки и куски. Куски лошадей, одежды, людей…Война, суровая, жестокая война. Сейчас ты живешь, а через минуту тебя может убить. Ведь вот рядом разрываются немецкие снаряды и авиабомбы и убивают людей. Но мне везет – не задевает ни один осколок. И я не прячусь, не боюсь».
Февраль 1943 г. Продолжается наступление на Волховском и Ленинградском фронтах. Артиллерийский полк на огневых позициях. Значительны людские потери. Немец ходит в контратаки, но безуспешно.
Март 1943 г. – дивизию передают в резерв Ленинградского фронта.
8 марта 1943 г. – Гребенкин вступает в кандидаты Коммунистической партии. «На днях получу партийный билет. От этого чувствуется в себе прилив энергии, прилив чувств».
30 марта 1943 г. – дивизия переезжает в д.Новая. «Остаемся здесь, на Волховском фронте, в ленинградских болотах», - пишет в военном дневнике Михаил.
18 апреля 1943 г. – грузятся в эшелон, едут в тыл. Путь лежит через Москву.
20 августа 1943 г. – Михаил получает выписку из приказа о присвоении очередного звания.
Сентябрь 1943 г. – всю 27-ю армию перебросили под Киев.
Ноябрь 1943 г. – Гребенкина переводят в 40-ю, затем – в 38-ю, а позднее – в 60-ю армию.
Март 1944 г. – Белорусссия. Михаил переведен автотехником ОИПТО. Идет подготовка к наступлению. Ждут открытия второго фронта.
Июль 1943 г. Запись в дневнике Гребенкина: «Немец утикает по ночам без боя все дальше и дальше. Дают ему хорошего перцу».
Август 1943 г. – дивизия находится в резерве фронта. Каждый день совершает марш.
31 августа 1943 г. – выехали из Медыки в направлении Варшавы.
Сентябрь 1943 г. – зачислены в 13-ю армию. Оборона Сандомирского плацдарма за р.Висла.
Октябрь 1943 г. Стоят в первом эшелоне, в с. Слабошевица. «Немец постреливает более интенсивно», - записано в дневнике ветерана..
Январь 1945 г. – наступление на Сандомирском плацдарме. Прорвали оборону немцев. Форсировали Одер.
Февраль 1945 г. - форсировали р. Бобер, переехали ближе к Бреслау. В Бреслау окружена немецкая группировка.

УМВД по Кировской обл.


Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»