Как это было

Из воспоминаний генерал-лейтенанта милиции в отставке Валерия Витальевича Лукьянова

…Жизнь моя наладилась, дела шли хорошо, на работе ко мне относились с уважением, я был представлен к ордену Трудового Красного Знамени, который получил впоследствии в Кремле. В семейной жизни у меня все также складывалось хорошо.


Однажды мне понадобилось выехать в Москву, мне предложили выступить на проходящей в мини­стерстве коллегии, на которой рассматривались вопросы по линии ОБХСС и ГАИ. Я записался на выступление по линии ГАИ, но когда началось совещание, меня по ошибке пригласили выступить по линии ОБХСС. Я выступил неудачно, потому что по этой части не готовился. Когда рассматривались вопросы ГАИ, я попросил слова и выступил с критикой существующего положения, но не голословно, а на конкретных примерах; стал развивать идеи, как улучшить положение. После моего выступления министр обратился к присутствующим начальникам ГАИ с предложением брать пример с работы в Орловской области. Получилось все замечательно, домой я поехал в хорошем настроении. Через какое- то время образовалось союзное министерство, ми­нистром внутренних дел был назначен Николай Анисимович Щелоков. Вскоре я получил телеграм­му, в которой указывалось, что меня приглашают на переговоры по поводу назначения на должность начальника ГАИ. Мне ехать в Москву не хотелось, поскольку жизнь в Орле меня устраивала, я уже обосновался там, была квартира и прочее, и я деликатно ответил отказом. Вскоре приходит телеграм­ма: «Прибыть в Москву!» Когда я прибыл к министру, он встретил меня с поздравлением, что меня назначили на должность начальника отдела ГАИ. На этой встрече я предложил, чтобы отдел Г АИ преобразовали в Управление ГАИ, министр меня поддержал. Вскоре Управление было создаю. Что в это время Госавтоинспекция представляла собой? Должность госавтоинспектора предусматривалась одна на район или на два района, в помощь ему иногда придавался инспектор дорожного надзора. Госавтоинспектор должен был наблюдать, контролировать дорожное движение налагать штрафы на нарушителей, регистрировать транспорт, проводить разъяснительную работу, оформлять и регистрировать ДТП, проводить годовые технические осмотры... Объем работы очень большой, и инспекторы с ней не совсем справлялись. В течение полугода я настоятельно требовал снятия излишних функций с Госавтоинспекции, а также ее надо было развивать как в количественном, так и в качественном направлении. Надо было систематизировать работу ГАИ: т.е. Госавтоинспекция должна была влиять на человека, водителя и пешехода, на состояние транспорта, на состояние дорог. Человека надо было убедить соблюдать Правила дорожного движения, нужно было контролировать состояние транспортных средств. Вот с этих позиций встал вопрос об организации в Госавтоинспекции отдельных служб в различных направлениях. Возникла идея — поскольку дороги были открыты, инспектор там появлялся от случая к случаю, создавать строевые подразделения службы дорожного надзора, которые охватывали бы определенную территорию. Так было положено начало созданию строевых подразделений дорожного надзора, потом они получили название дорожно-патрульной службы, которое сохранилось до сих пор. Это оказало положительное влияние на состояние аварийности, когда на основных дорогах несли постоянное дежурство инспекторы. Стал вопрос о подготовке специалистов, потому что эта служба требовала серьезных знаний. Было принято решение о создании специальной школы ДПС ГАИ. Правительство выделило средства на две школы. Одну организовали в Краснодаре. Вторую — в Орле. Школа была построена замечательная — учебные, спальные корпуса, автодром, мотодром. Но вскоре она стала институтом общего назначения. Для подготовки инспекторов ДПС использовались краткосрочные курсы в различных регионах, но они не давали фундаментальных знаний.


Создание строевых подразделений ДПС получило поддержку на местах, и очень быстро начали создаваться не только взводы, но и дивизионы, и полки ДПС. Вопрос оснащения техникой также был тешен. До тысячи в год автомобилей поступали на места в милицейской окраске, с установленными па них радиостанциями. Было выпущено наставление по ДПС. В составе строевых подразделений были созданы эскортные подразделения: до этого времени ГАИ эскортированием не занималось. Внимание уделялось обмундированию личного состава ГАИ, особенно тем сотрудникам, которые несли службу на мотоциклах и пешком. Были разработаны очень практичные дубленые куртки и брюки, которые защищали от холода, разрабатывались куртки с электроподогревом от аккумуляторов автомобилей и мотоциклов. В каждой области были созданы дежурные части ГАИ, они занимались управлением патрульной службой. Мы организовали службу, которая принимала экзамены и регистрировала транспортные средства. Эта служба получила название РЭП (регистрационные эксплуатационные подразделения). В дальнейшем, с появлением новых возможностей, эти подразделения были разбиты на две части: регистрация автомобилей и мотоциклов и прием экзаменов. До создания РЭПов граждане должны были ездить для сдачи экзаменов и регистрации в областные центры, которые были оснащены специальной техникой для сдачи теоретических экзаменов; для приема экзаменов были сконструированы аппараты «Вятка», в эти аппараты закладывалась анкета с вопросами и вариантами ответов на них, и нажимая соответствующие кнопки, экзаменуемый сдавал экзамены. Практическое вождение сдавалось на специальных машинах в ГАИ.


Следующая задача по обеспечению безопасности дорожного движения заключалась в том, чтобы оборудовать улицы и дороги средствами регулирования. Дорожные знаки были, но плохо различи­мые, да и недостаточно их было для существующего довольно интенсивного движения. На улицах никакой разметки. Организовали производство на различных предприятиях современных дорожных знаков двух типоразмеров: крупных и поменьше, хорошо различимых в любое время суток.


Было налажено производство светофоров двух размеров. При областных подразделениях ГАИ были организованы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения (СМЭП), в задачи которых входила установка средств регулирования, организация их производства, эксплуатация, замена изношенных и организация светофорного регулирования. Были использованы упрощенные автоматы, принимались меры автоматического уп­равления светофорами на целых отдельных магистралях. Были внесены предложения по подготовке специалистов нового направления — инженеров дорожного движения. Объектом их деятельности являлись транспортные потоки, т.е. они решали вопросы организации движения инженерными способами. В шестидесятые годы в стране действовали «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам страны». Название довольно громоздкое и не совсем точно отражало существо дела. Было внесено предложение — правила движения и вообще этот процесс называть дорожным движением. В дальнейшем разрабатывались и принимались Правила дорожного движе­ния. Требовали уточнения и другие вопросы терминологии, например, происшествия назывались автотранспортные, автодорожные и т.д., что не совсем точно. Было принято решение называть их дорожно-транспортными происшествиями. Была определена сущность государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения, которая заключалась в том, чтобы принудить всех без исключения — и должностных лиц, и простых граждан — соблюдать Правила дорожного движения. Роль ГАИ в данной системе заключалась в том, чтобы этому органу государственного управления предоставлялось право контроля над всеми нормативами, касающимися безопасности дорожного движения, всеми организациями, должностными лицами и гражданами.


С Самого начала своей работы в должности начальника Управления ГАИ страны я понимал, что без создания прочной научной базы эта деятельность развиваться не может. Поэтому в первый же месяц я пошел на прием к председателю государственного Комитета по науке и технике и доложил ему свои соображения. С предложениями он сразу же согласился, пообещал создать лабораторию. И действительно, у нас появилась лаборатория, а потом через некоторое время она переросла во Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения с многочисленным составом и различными отделами.


В начале семидесятого года меня к себе пригласил министр Н.А. Щелоков. Он предложил мне в течение полугода написать книгу о том, что такое автоинспекция и что нужно делать, чтобы ее усовершенствовать. Я принял это предложение и написал книгу «Безопасность дорожного движения». Затем в издательстве Академии МВД СССР в 1979 г. была издана книга «Обеспечение безопасности дорожного движения».


В процессе практической работы мне приходилось решать вопросы научного значения. Я решил объединить имеющийся у меня материал для подготовки диссертации для защиты ученой степени кандидата юридических наук. Эту диссертацию я подготовил и защитил в академии МВД: члены ученого совета проголосовали единогласно, и даже было предложено присвоить мне сразу степень доктора юридических наук, но поразмыслив, я отказался.


Позже я подготовил и защитил и докторскую диссертацию.


Для того чтобы организовывать борьбу с аварийностью, необходимо было владеть знанием о реальном положении дел в этой области. Здесь все было далеко не благополучно, свою роль в этом сыграли Правила движения по улицам и дорогам городов и населенных пунктов страны. Получа­лось, что учитывались только те ДТП, что происходили на официальной сети автомобильных дорог, в городах или на улицах, но была еще масса происшествий, которые происходили за их пределами, и они не учитывались (дворы, полевые дороги и т.д.). Когда я поставил вопрос об учете всех происшествий, то оказалось, что смертельных случаев на тридцать процентов больше, чем указыва­лось в официальном учете. Когда я обнародовал эти данные, многие руководители министерства возмутились, что будет большой рост аварийности. Я предложил хотя бы раз сказать правду, со мной согласились, и в результате статистика аварийности повысилась на тридцать процентов.


В борьбе с аварийностью была значительно активизирована работа общественных организаций и вообще разъяснительная работа. Ежегодно стали выпускаться несколько короткометражных фильмов с привлечением лучших актеров и режиссеров, были организованы специальные ра­диопередачи, мне самому пришлось выступать по этим вопросам по центральному телевидению. Сначала я выступал с ведущим, потом мне разрешили выступать без ведущего и без заранее вы­данной программы. Это было очень интересно: я выбирал наиболее злободневные вопросы и вел свободный разговор с экрана телевизора.


У работников центрального аппарата ГАИ были широкие возможности для ознакомления с зару­бежным опытом. Одной из первых поездок за границу была поездка в Париж в марте 1967 года. Нам предстоял визит в министерство транспорта. Наша переводчица, узнав, что делегация прибыла под руководством генерала, сообщила об этом в прессу и на следующий день в «Фигаро» и других газетах появились сообщения о нашем визите. Нас принимали очень тепло. Командир соединения шести рот национальной гвардии, дислоцированной в Париже, полковник Маришан статистику не скрывал, рассказал нам про структуру, дал все разъяснения — для нас это было удивительно. Меня поразил один случай. Мимо нас по шоссе пролетела колонна, в середине фургон, сопровождаемый эскортом. Я спросил у полковника Маришана: «Кого это эскортируют?» Он сказал, что эскортируют они раненого француза с места происшествия. На меня произвело впечатление, как спасают жизнь простого француза. Нас ознакомили с брошюрой, которую имели все инспекторы. В ней говорилось о том, как должен вести себя дорожный полицейский в различных условиях: при встрече с нарушителями правил движения, с добропорядочными гражданами, с репортерами, с да­мами — на все случаи жизни был регламент.


На протяжении функционирования организации безопасности движения СЭВ мы объездили все страны — члены СЭВ. В Венгрии я побывал в городишке, где стоял во время войны, и нашел место, где закопал во время войны бутылку коньяку. Мы ее, конечно, распили и на ее место положили новую. О таких маленьких событиях можно рассказывать очень много.


Много полезного и интересного мы почерпнули из поездок в США и Японию. Нам нанесла визит американская сторона. Мы очень беспокоились по случаю приезда этой делегации, так как считали, что мы очень отстали от Америки. Когда они приехали, мы ознакомили их с работой по всему Советскому Союзу, мы возили их и в Ленинград, и на юг, и т.д. Потом нам в руки попал один документ, в котором содержался отзыв американской стороны о нашей работе. Они высоко оценили организованность нашей службы, особенно их удивило, что служба у нас едина по всей стране. У них все организовано по-другому: там каждый штат имеет свои законы, свою полицию. Они закончили свою оценку нашей стороны тем, что недостаток у нас технического оснащения компенсируется высокой выучкой личного состава. А мне была дана характеристика — типичный русский генерал, с большим чувством юмора, ученый, умеет много выпить.

Возврат к списку