В память о нем
23 октября ранним утром, в 4 часа 25 минут, террорист-смертник подъехал со стороны Ингушетии на неприметной «девятке» к контрольному посту КПП-105, расположенному на Черменском круге, видимо, надеясь, что в этот предрассветный час сотрудники поста не столь скрупулезно будут досматривать его автомобиль.
Но КПП-105 — пост стратегический, именно здесь его сотрудники уже несколько раз выставляли мощный щит различным террористическим вылазкам. Нескольким ребятам из числа бойцов мобильного отряда и Госавтоинспекции служба на этом объекте стоила потери здоровья, а кому-то и жизни... Некоторые псевдоправозащитники с завидным постоянством трубят о том, чтобы на КПП-105 был смягчен режим досмотра, это якобы нарушает права людей, вынужденных иногда простаивать у шлагбаума в очередях. Но вчерашнее ЧП еще раз подтвердило, что к этому участку административной границы подъезжают не только люди, но и нелюди с гнусными планами, зомбированные своими вдохновителями. Вот и в этот раз постовой дежурный Заур Джибилов потребовал от водителя остановить машину для тщательного досмотра.
Бандит ошибся в расчетах, и ему ничего не оставалось делать, как незамедлительно привести в действие взрывное устройство, находившееся в салоне, ведь угроза изобличения определялась секундами. Попавший в западню террорист принял единственно приемлемое для себя решение... Даже представить страшно, если бы постовой Джибилов не проявил принципиальность и позволил проехать террористу на территорию республики! Теперь можно только гадать, какой объект значился в плане бандита конечным пунктом назначения, но, судя по объему перевозимой им взрывчатки (а по оценкам взрывотехников, он составлял до 30 килограммов), организаторы этой вылазки рассчитывали на проведение масштабного теракта.
Взрыв на посту был такой мощности, что двигатель машины смертника отбросило на 70 метров, а его тело разорвало на куски. Заур Джибилов погиб на месте. Его сослуживцы — сотрудники поста Васо Басиев, Нана Латишвили и боец мобильного отряда, контрактник из Ивановской области Евгений Корнеев с различными ранениями средней тяжести были госпитализированы в больницы республики. Тяжелейшие травмы получил капитан полиции Вадим Хоранов. Здание поста, недавно полностью отремонтированное и оснащенное современной техникой, взрыв уничтожил полностью.
По факту ночного взрыва КПП в с. Чермене возбуждено уголовное дело по ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов») и ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия и боеприпасов»).
Сразу после трагического известия глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров выехал на место происшествия, а затем провел экстренное совещание с ключевыми министрами республиканского правительства. Он отметил, что приближающиеся даты событий 20-летней давности становятся поводом для подготовки и проведения подобного рода диверсий. Поэтому необходимо быть максимально бдительными, всем службам работать с полной отдачей на упреждение возможных преступных вылазок.
«Учитывая обстоятельства произошедшего, совершенно очевидно, что на территории республики готовился крупный теракт, количество перевозимой взрывчатки и последствия взрыва, которые я сегодня сам видел на месте, не оставляют сомнений в этом. И совершенно очевидно, что мой земляк, бесланский парень Заур Джибилов, ценой своей жизни предотвратил теракт, который мог произойти в любом месте массового скопления людей».
Кроме того, Т. Мамсуров дал поручение Министерству финансов, Министерству труда и соцразвития незамедлительно подготовить документы для оказания материальной помощи семье погибшего полицейского в размере 500 тысяч рублей. Одобрил и предложение министра труда и соцразвития Ларисы Тугановой о выделении финансовой помощи пострадавшим сотрудникам поста: по 50 тысяч для тех, кто получил ранения средней тяжести, и 100 тысяч тяжелораненому В. Хоранову. Такая поддержка не будет лишней, ведь у Васо Басиева на иждивении шестеро малолетних детишек, у Евгения Корнеева двое малышей, а Вадим Хоранов воспитывает дочку...
Глава Северной Осетии поддержал предложение заместителя Председателя Правительства РСО-А Виталия Зангионова по усилению мер безопасности на территории республики.
«От имени антитеррористической комиссии предлагаю с учетом теракта, который произошел, и с учетом того, что мы накануне очередной годовщины ингушско-осетинского конфликта, усилить по рынкам мероприятия по обеспечению безопасности. И не только по рынкам, но и по объектам здравоохранения и образования, — сказал Виталий Зангионов, — помимо этого предлагаю рекомендовать главам администраций местного самоуправления на период до конца ноября запретить проведение массовых мероприятий на открытых площадках».
«Я считаю, это правильно в этих обстоятельствах. Еще раз говорю: никто не придумал еще рецепта, чтобы теракты не совершались. Каждый раз, когда мы повышаем бдительность, они или откладываются, или не происходят, или происходят так, как сейчас. Фактически был предотвращен крупнейший теракт. Это понятно по мощности взрыва на посту. Они рассчитывали, что наши полицейские спят, что в это время никто не выйдет и не остановит машину», — подчеркнул Таймураз Мамсуров.
Ежедневное утреннее совещание у министра внутренних дел по РСО-Алания генерал-лейтенанта полиции Артура Ахметханова 24 октября началось с минуты молчания. Руководящий состав североосетинской полиции почтил память своего коллеги сотрудника ДПС ГИБДД МВД по РСО-А младшего лейтенанта полиции Заура Таймуразовича Джибилова.
«Мы не дадим террористам усомниться в нашем мужестве и преданности избранной профессии», — этими словами министр дал указание соответствующим службам за сутки восстановить разрушенное взрывом здание стационарного поста и приступить к несению службы.
Одновременно глава силового ведомства дал указание начальнику Медсанчасти МВД по РСО-А Зауру Кабалоеву незамедлительно решить вопрос о транспортировке в Москву в госпиталь МВД России тяжело раненного в голову капитана полиции Вадима Хоранова и обеспечить необходимыми лекарственными препаратами всех сотрудников, пострадавших в теракте.
В фойе республиканского МВД — гора цветов у траурной фотографии погибшего коллеги.
О Зауре Джибилове — начальник республиканского Управления Госавтоинспекции полковник полиции Хасанбек Бекузаров.
Заур Джибилов был переведен на КПП-105 сравнительно недавно...
Этот парень, можно сказать, вырос на моих глазах. С его дядей, Эдиком Березовым, мы вместе учились, в один зал ходили на тренировки. И когда не стало Эдика, который фактически воспитывал Заура, поскольку отец его рано умер, ко мне обратилась его мама Залина. Тогда я работал начальником Правобережного РОВД. Она попросила подумать, смог бы ее единственный сын Заур попробовать себя в райотделе. Я ответил, что можно дать ему шанс. Вызвал к себе, поговорил с ним как старший с младшим. Сказал: «Заур, ты знаешь, дедушка и бабушка у тебя инвалиды, мама одна, на тебя ложится большая ответственность. Ты обязан максимально выкладываться, потому что я за тебя ходатайствую и за все твои поступки, хорошие и плохие, отвечаю тоже я!»
Он сразу же, как поступил на службу, проявил себя толковым, порядочным человеком. И через пару дней пришел ко мне и категорично заявил: «Хасанбек Ибрагимович, поручите мне самый сложный участок работы. Посмотрите, что, как. Не справлюсь, уволюсь без раздумий!»
Обычно в поселковое отделение полиции идут с неохотой. Я ему предложил пойти служить в Зилги. Он сразу согласился. Сколько раз я приезжал в это отделение, убеждался: Заур всегда подтянут, всегда в полной готовности. И возникала уверенность: он — из числа лучших сотрудников РОВД.
Через некоторое время он окончил школу милиции в Ростове, прошло уже пять лет после бесланской трагедии. Меня назначили в ГИБДД. А в 2010 году на КПП-105 происходит теракт. После этого Глава республики Таймураз Дзамбекович Мамсуров и министр ВД республики Артур Фарвазович Ахметханов побывали на посту, детально изучили все нюансы его технического оснащения. Я тогда, пользуясь присутствием журналистов, выступил с обращением ко всем гражданам, к тем молодым ребятам, которые считают себя патриотами: приходите на службу в ГИБДД, конкретно на этот пост, у нас есть вакантные места. Докажите на деле то, что вы готовы верой и правдой служить своему народу!
Я надеялся, что отбоя не будет. Ведь после очередного обострения ситуации то и дело проводились митинги, звучали патетические призывы. Некоторые горячие головы собирались в группы и были настроены идти в поход против другого народа...
Через пару месяцев мне позвонили из администрации Главы республики и соединили с Таймуразом Дзамбековичем. Он поинтересовался, сколько ребят изъявили желание служить в ГИБДД после моего обращения? Я сказал правду: ни одного... Такой ответ его обескуражил. Но тут я вспомнил и уточнил: нет, был один, Заур Джибилов. Сразу после взрыва на КПП-105 в 2010 году он пришел ко мне в кабинет и сказал: «Разрешите мне перейти на 105-й! Вы же обращались с призывом, я готов к службе там».
Честно: пытался его отговорить, «давил» на то, что он — единственный сын в семье, опора для старших... Он пристально посмотрел мне в глаза и спросил: «Вы мне не доверяете?!» Я подписал рапорт о его переводе... Он блестяще исполнял свои обязанности. 23 октября мне позвонили под утро где-то около 5 часов, сообщили о подрыве. Говорят, одного сотрудника найти не можем.
Спрашиваю: «Кого?!» «Джибилова», — отвечают.
Уже рассвело в тот день, когда произошел взрыв. Возник вопрос: кому-то надо поехать в семью Заура и сообщить горькое известие. Я сказал: сам поеду. Вышедшая на рассвете мама Заура, увидев меня с собравшимися у дома соседями, сразу все поняла. И больше никаких слов.
На днях Заур собирался отправить сватов в дом своей невесты...
На КПП-105 были задержаны в свое время люди, перевозившие взрывное устройство, очень много лиц, находившихся в федеральном розыске, угнанные автомашины. И он впредь будет оставаться надежным форпостом с жестким ситом контроля, пока на соседней территории не будет окончательно уничтожена гидра террора.
Знаете, когда я приехал на КПП-105 после взрыва, как-то невольно прошелся взглядом по округе. Бесланское направление, черменское... Подумалось: может, после такого трагического сообщения хоть кто-то из гражданского населения хотя бы просто проявит моральную поддержку. Ни одного такого я не увидел...
А представьте на секунду, что террористу-смертнику удалось бы проникнуть на территорию республики и осуществить взрыв в людном месте? Сразу появились бы различного рода патриоты, стали бы организовывать митинги, поливать грязью власть, правоохранительные органы. Почему-то в трудные моменты, когда нужна реальная помощь и поддержка, ни одного патриота нигде не видно. Они, пропитанные порочной психологией, ждут какой-нибудь каверзы, чтобы потом делать себе политические очки на пустозвонстве и популистских лозунгах.
А вот Заур Джибилов своим поступком доказал, что есть в нашей республике настоящие патриоты. И в память о нем мы просто обязаны и впредь работать профессионально и с полной отдачей.
3. ТИМЧЕНКО, фото К. ФАРНИЕВА, УГИБДД МВД по Республике Северная Осетия — Алания
Наверх