Владимир Кузин: «Больше всего ценю в людях компетентность и благожелательное отношение к окружающим»
27 февраля 2025
Герой сегодняшнего выпуска моей авторской рубрики «В диалоге» без преувеличения известен всей России. Во всяком случае, той ее части, которая связана с обеспечением безопасности на дорогах. Владимир Викторович Кузин отдал службе в Госавтоинспекции более 40 лет, из них более 30 — в Главном управлении и почти 18 — в должности заместителя начальника Главка. За время службы В. В. Кузин зарекомендовал себя прекрасным руководителем, грамотным юристом и настоящим профессионалом своего дела. А еще Владимир Викторович обладает уникальным даром располагать людей к себе — интеллигентными манерами, спокойствием и доброжелательностью.
С Владимиром Викторовичем мы встретились в его рабочем кабинете на Поклонной, 17. Формальным поводом для интервью стал предстоящий юбилей: 27 февраля моему собеседнику исполнится 70 лет. И мне хотелось рассказать нашим читателям об этом уникальном человеке, его жизненном пути, ценностях и убеждениях.
Наш разговор не раз прерывался: в кабинет заходили коллеги, подчиненные, постоянно звонил телефон. Докладывали о выполнении поручений. Уточняли рабочие детали... Одним словом, работа кипела.
Признаюсь, для меня это интервью — самое дорогое и ценное за всю мою 20-летнюю карьеру журналиста. Несмотря на то что с героем сегодняшней публикации я, будучи сначала корреспондентом, а затем главным редактором «STOP-газеты», работаю около 10 лет, такое ощущение, что знаю этого бесконечно уважаемого и высокопрофессионального человека всю жизнь. И если говорить о Человеке с большой буквы, то для меня это, бесспорно, Владимир Викторович Кузин.
В детстве мечтал стать хирургом
— Владимир Викторович, в Госавтоинспекции Вы ни много ни мало — 46 лет. Для нынешних жизненных реалий, когда в любой сфере, и Госавтоинспекция не исключение, существует огромная текучка кадров, цифра поистине космическая. Поэтому хотелось бы начать с самых истоков. Как вы пришли в Госавтоинспекцию?
— Да, действительно, в апреле исполнится 46 лет моей службе в органах внутренних дел, — уточняет Владимир Викто-рович. — Сначала я три года проработал на Центральной автобазе МВД СССР, а с мая 1982 года перешел в службу, которая в то время аккумулировалась в 8-м Главном управлении МВД СССР, на должность госавтоинспектора. То есть в Гос-автоинспекции я фактически с 1982 года.
— О службе в Госавтоинспекции мечтали с детства?
— Могу сказать, что ни с детства, ни после армии особого рвения к службе именно в милиции у меня не было. В школе до определенного периода очень хотел стать врачом, если точнее, хирургом. Но так сложилось, что знания химии были довольно-таки слабые. В общем, эта мечта постепенно угасла — не потому, что не было желания, а потому, что я понимал: мне не хватает знаний. Зато в конце, так сказать, моей школьной деятельности появился интерес к автомобилям. Поэтому после школы я попытался поступить в Московский автомобильно-дорожный институт, правда, безуспешно — не хватило баллов, и в итоге на следующий год был призван в армию. Впрочем, к этому времени половина моей мечты осуществилась: я поступил в учебный комбинат

— И где Вы служили?
— В военкомате учли мою «автомобильную» подготовку и направили в город Ковров Владимирской области на курсы начальников подразделений автомобильной службы, а после их окончания — в Тульское высшее артиллерийское инженерное училище (ныне — Тульский артиллерийский инженерный институт. — Прим. автора.), где я служил начальником автомобильного отделения. В подчинении у меня было около 12 военнослужащих. Автомашины — большие грузовики «Урал-375», которыми осуществлялись все хозяйственные перевозки и перевозки личного состава.
В милиции оказался случайно
— Вернувшись из армии, я все-таки реализовал свою мечту, — продолжает рассказ Владимир Викторович, — подал документы в МАДИ. Поступил на вечернее отделение, так как понимал, что нужно себя содержать. Несмотря на то что семьи у меня тогда еще не было, не хотелось обременять родителей. Занятия были с 6 до 10 вечера, 4 дня в неделю, плюс еще иногда и суббота захватывалась, так что режим был куда сложнее, чем у «дневников», но знания нам давали те же самые.
— А где Вы тогда работали?
— Я был шофером на одном из автотранспортных предприятий в то время засекреченного министерства. Работа вполне устраивала, потому что она обеспечивала и нормальный жизненный уровень, и возможность учиться.
— И на каком этапе Вы оказались в милиции?
— Это произошло совершенно случайно. Встретился однажды с начальником автоколонны центральной автобазы МВД СССР. Мы разговорились, где я работаю, учусь. И он предложил: «Приходи к нам. Поначалу водителем, но поскольку ты заканчиваешь институт, это дает большие перспективы. А условия работы, тем более на первом этапе, такие, что можно будет продолжить обучение». Мне тогда оставалось еще два курса, я, недолго думая, прошел все необходимые проверки, и, как сейчас помню, 20 апреля 1979 года началась моя служба в органах внутренних дел.
Действительно, режим для меня был вполне удобным: мы работали с двух часов дня до девяти часов утра следующего дня, через двое суток. Конечно, в эти дни занятия я пропускал, но это случалось не так часто, и, в общем-то, особо на учебу не влияло. Более того, эта должность позволила мне познакомиться с, как сейчас говорят, великими людьми того времени: например, с Министром внутренних дел Щелоковым, его заместителями, руководителями многих департаментов, в том числе с Валерием Витальевичем Лукьяновым. Широкий круг знакомств выходил за пределы Министерства внутренних дел. Я хорошо знал Галину Леонидовну, дочь Брежнева. В общем, работа была интересная и ответственная.
Водителем центральной автобазы я работал до 1981 года. А в 1981-м защитил диплом в МАДИ, и тут меня подстерегло новое стечение обстоятельств. Начальник колонны, который меня к себе пригласил, перешел на другое место работы, и на меня временно возложили исполнение его обязанностей. И вот тут-то я узнал много вещей, с которыми раньше не сталкивался и которые для меня, молодого человека, были неприемлемы. Некоторые моменты моей новой должности меня не устраивали, я стал подыскивать работу, где бы не зависел от определенной категории должностных лиц. В результате меня пригласили в 8-е Главное управление МВД СССР.
— 8-е Главное управление? Что это за подразделение?
— Это управление обслуживало режимные объекты: так называемые закрытые города, различные организации, министерства, которые занимались особо секретными работами. На сегодняшний день его аналога в системе МВД не существует, так как сейчас такие города обслуживаются территориальными подразделениями, работающими на этих закрытых территориях.
То подразделение, куда меня пригласили в мае 1982 года на должность госавтоинспектора, было объектовым, у него не было определенной территории обслуживания. Оно обслуживало «закрытые» организации, в которых были автотранспортные предприятия. В моем кураторстве находился ряд автопредприятий, где мы осуществляли контроль за техническим состоянием автотранспорта, технический надзор, вели регистрационную и экзаменационную деятельность — то есть фактически обеспечивали весь спектр работы ГАИ, кроме дорожно-патрульной службы. И до 1991 года я проработал в различных структурных подразделениях 8-го главка, постепенно двигаясь по службе: начиная с низового подразделения и до центрального аппарата Главка, где был самостоятельный отдел ГАИ.

— Да, я все время был «в автомобильной линии», даже в милиции, до ГАИ, тоже был связан транспортным обслуживанием.
— В те годы, да и сейчас тоже, МАДИ был престижным вузом. Наверное, все мальчишки Союза мечтали там учиться. Но потом Вы по роду службы поступаете в юридический...
— Сейчас иметь юридическое образование — норма для Госавтоинспекции. А тогда это было необязательным. Но когда я стал работать на своей первой должности в 8-м Главке, мой непосредственный руководитель — начальник отдела Константин Александрович Валандин — сказал: «Для службы в милиции нужно юридическое образование». И я в 1985 году поступил в Академию МВД СССР, которую окончил в 1990 году, получив квалификацию юриста.
Скажу даже больше: когда у меня, тогда еще водителя автобазы МВД СССР, состоялся разговор с Валерием Витальевичем Лукьяновым — я интересовался, как поступить на службу к нему, в Главное управление ГАИ, — он тоже в первую очередь спросил про образование. Так и сказал: «Мне нужны юристы».
— То есть Лукьянов, получается, уже тогда смотрел в будущее?
— Да! И за это ему спасибо. Когда на рубеже 80–90-х годов создавалась ГАИ России, то первый набор, можно сказать, полностью состоял из дорожников МАДИ со специальности «Организация дорожного движения». В частности, Владимир Владимирович Швецов, Дмит-рий Витальевич Чучуев, Алексей Ивано-
вич Войтенков — все они большой группой поступили в Главк фактически после студенческой скамьи — такое тогда было веяние времени.
На перекрестье эпох
— Кстати, про время и веяния.
В Главное управление Госавтоинс-пекции России Вы пришли в самый сложный период для страны...
— Да, в 1991 году начались известные события, государство распадалось, соответственно, начала реорганизовываться и система органов внутренних дел. Владимир Александрович Федоров был назначен начальником ГУГАИ России. Меня же пригласили в Главк в конце 1991 года. Помню, было собеседование с Владимиром Александровичем и с Владимиром Ульяновичем Тимошным, и 5 марта 1992 года я был принят непосредственно в Главное управление ГАИ России.
— То есть с Лукьяновым Вам не удалось поработать?
— Нет, мы были только знакомы. Настоящее общение началось уже в Главном управлении. Валерий Витальевич уже был пенсионером, но всегда охотно делился опытом. Мы общались вплоть до его ухода из жизни. Наши беседы носили больше теоретический характер: по поводу его подходов по преступлениям в сфере дорожного движения, о его книгах, научных работах, его видении деятельности Госавтоинспекции в перспективе...
.jpg)
— Какая должность у Вас была тогда в Главке? Кто был Вашим первым руководителем?
— Я пришел на должность госавтоинспектора в первый отдел, который на тот момент возглавлял Виктор Дмитриевич Кондратьев. В отделе была группа юридической направленности, руководил ей Владимир Алексеевич Фокин. А в конце 1995 года был создан отдел профилактики правонарушений в сфере дорожного движения, который впоследствии был переименован в отдел административной практики и дознания. Его начальником был назначен Фокин, Геннадий Алексеевич Прядко стал его заместителем, а я — старшим госавтоинспектором. В этом отделе я проработал довольно длительное время. В 1998 году, после трагической гибели Фокина, начальником отдела стал Прядко, а меня назначили его заместителем. В 2001 году, когда Геннадий Алексеевич ушел в ГУВД Москвы, я был назначен начальником отдела. В этой должности я проработал до 2004 года, после чего перешел на должность начальника управления правового регулирования, межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества.
Сослуживцы и коллеги - о В. В. Кузине Владимир Александрович Федоров, начальник Главного управления Госавтоинспекции России в 1990-2002 гг. |
![]() |
— Владимир Викторович, если вернуться немного назад, в первый отдел, к Кондратьеву, Фокину, Прядко: вы все молодые, время сложное, страна шатается, задач много... Как Вы воспринимали свою службу?
— Тот период времени действительно был очень сложный. Во-первых, шло становление российской Госавтоинспекции, необходимо было менять нормативную базу. Во-вторых, само время было непростым, поскольку внутренние противоречия в стране оказывали очень серьезное воздействие на все сферы жизни. Мы выезжали в огромное количество командировок, в том числе в горячие точки — Ингушетию, Северную Осетию, Чечню. Тем не менее основная работа не останавливалась. Постепенно менялась нормативная база. В 1995 году вышел закон «О безопасности дорожного движения», который разрабатывался при непосредственном участии нашего отдела.
Потом началась работа над Кодексом об административных правонарушениях и параллельно разрабатывался закон об обязательном автостраховании. В 1998 году сформирована рабочая группа в Госдуме. Руководителем комитета по конституционному законодательству и государственному строительству тогда был Анатолий Иванович Лукьянов — умнейший человек, именно как юрист. В эту группу вошли Александр Юрьевич Якимов, Александр Геннадьевич Авдейко и я.
Это была очень серьезная, интенсивная работа, которая завершилась, как известно, принятием Кодекса, хотя и
с большими издержками для нас. Как вы помните, 12-я глава принималась отдельно от всего Кодекса, чего вообще никогда не было в законодательной практике.
Вообще нормотворчество в тот период занимало большую часть времени, и данная законотворческая деятельность была крайне необходима. А после принятия этих законов нам пришлось поездить по стране, с тем чтобы провести семинары с руководителями и личным составом, объяснить им суть нового законодательства и особенности его применения. Так что, действительно, время было сложное, но интересное.
Законы работают и сегодня: это показывает, что все было сделано правильно
— Понятно, в тот момент буксовало все, и нужно было договариваться, принимать взвешенные решения. Если вспомнить тот период, чем Вы особенно гордитесь в плане законотворчества?
— Я считаю, что те решения и компромиссы, которые тогда были приняты, действительно подтвердили свою жизнеспособность, что доказывает нашу правоту.
— Что это дало на практике?
— Сегодня Кодекс об административных правонарушениях работает в полном объеме. 12-я глава, по сути, дополняется только теми нормами, которые требуются в силу изменяющихся других законов либо в силу изменения санкций. Например, если раньше, на заре принятия Кодекса, санкции измерялись в МРОТ, то позже пришли к фиксированным штрафам в рублевом эквиваленте. Кроме того, мы понимаем, что существует инфляция, и штрафы уже не соответствуют степени общественной опасности деяния. Поэтому они постепенно пересматриваются. Недавние изменения, вступившие в силу с 1 января, обусловлены как раз этим: в течение более 10 лет санкции по ряду составов не менялись и уже не оказывали серьезного воздействия на правонарушителей. Нарушителю было проще заплатить штраф, чем соблюдать Правила дорожного движения. Поэтому я хочу сказать, что нынешний Кодекс получился сбалансированным. Да, он требует постоянного обновления, особенно в процессуальной части. Поэтому в настоящее время идет работа над новой редакцией Кодекса.
Кстати, закон «О безопасности дорожного движения» тоже существует больше 30 лет, и тем не менее работает в полной мере с учетом необходимых изменений. Все это говорит о достаточно хорошей фундаментальности и о высокой квалификации лиц, которые эти законы разрабатывали и принимали.
.jpg)
— А как на эти изменения реагировали общественность и сотрудники на местах?
— Не могу сказать, что это была революция. Да, мы многое изменили в Кодексе, но главное, что было сделано: если раньше ответственность за нарушения ПДД вводилась указом Президента, а до этого — вообще приказами профильных ведомств, то мы подняли ее на уровень закона. Более того, было сделано четкое разделение законодательства об административных правонарушениях на федеральный и субъектовый уровень.
И в этой части, на мой взгляд, та команда, которая доводила положения нового закона до сотрудников на местах, была грамотно и квалифицированно подготовлена. Обычно в конце наших мероприятий я спрашивал: «Уважаемые коллеги, есть ли еще вопросы?» И в большинстве случаев вопросов из зала не возникало. О чем это говорит? О том, что либо люди ничего не поняли и не могут задать вопросы, либо мы настолько хорошо разъяснили ситуацию, что вопросов не остается. Впоследствии жизнь показала, что все-таки второе.
Конечно, когда начиналось непосредственно правоприменение, возникали шероховатости, какие-то нюансы, возможно, не были учтены. Но разработанный нами Кодекс вступил в силу и начал активно работать, существенно повлияв на изменение ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения. Если в начале 2000-х было 34 тысячи погибших в ДТП в год, то сейчас — менее 14 500, и это тоже заслуга правоприменительной деятельности.
Многое зависит от личности человека
— Вы успели поработать с четырьмя начальниками Госавтоинспекции. У каждого из них свой подход, свой стиль управления, личностные качества. Интересно, как бы Вы охарактеризовали каждого из них.
— Знаете, преемственность в нашей службе существовала всегда, вне зависимости от новых руководителей, потому что развитие Госавтоинспекции основано на постулатах, сформулированных в свое время Валерием Витальевичем Лукьяно-вым. Что же касается стиля руководства — то здесь все зависит от личности конкретного человека. У каждого из руководителей, с которыми мне довелось работать, можно было чему-то научиться. Например, с Владимиром Александро-вичем Федоровым я вошел в публичное поле. Мы с ним часто ездили на телевизионные передачи, проводили большое количество брифингов. На этой фотографии, — Владимир Викторович протягивает мне старый снимок еще «пленочной» эры, — Федоров, я и Чекалин, тогдашний первый замминистра. У них я учился, как отвечать на вопросы, как общаться с простыми гражданами и как — с корреспондентами, потому что корреспонденты — это абсолютно другая категория. В этом плане я очень благодарен Владимиру Александровичу. Не знаю уж, почему он меня выделил, но именно он привлек меня к публичным выступлениям. Вместе с ним мы организовывали первые встречи с населением. Помнится, на МКАД, около Минского шоссе, разбивали большую палатку, рядом с ней ставили баннер «Госавтоинспекция отвечает на вопросы», приглашали сотрудников и проводили, так сказать, прямой прием водителей. Любой автомобилист мог остановиться и получить ответ на интересующий его вопрос. А мы, в свою очередь, интересовались у них, какие есть сложности, что бы они хотели улучшить в работе Госавтоинспекции.

Что касается Виктора Николаевича Кирьянова, то я ему благодарен не только за то, что он оценил мои способности и пригласил на должность заместителя начальника главка, но и за огромный круг общения с руководством различных ведомств. Виктор Николаевич — очень харизматичный человек. Благодаря его личностным качествам многие решения принимались легко, потому что они были заранее обговорены на предмет их рассмотрения. Да, иногда было непросто, что называется, положить эти решения на бумагу, были случаи, когда мы встречали сопротивление согласующих инстанций, но именно это подвигало к более тщательной проработке документов и к творческому подходу в решении вопросов.
И еще я хочу отметить огромнейший энтузиазм Виктора Николаевича в достижении целей, особенно на международном уровне. Будучи «всего лишь» руководителем департамента, он выступал с трибуны ООН. В истории ООН таких примеров, наверное, больше не было. Он первым стал активно продвигать международный опыт. Все сегодня знают про возможность уплаты половины штрафа. Так вот, эту идею Виктор Николаевич привез из Испании. При Кирьянове, и многие ему за это благодарны, стали развиваться ЦАФАПы — центры автоматической фиксации административных правонарушений. На тот момент эта идея, наконец, обрела свою форму, хотя разработка подобных приборов велась еще с 90-х годов. Я помню, как вместе с Минтрансом устанавливали эти огромные камеры на Минском шоссе. Да, они были несовершенны, но они сыграли свою роль.
Кстати, когда мы вплотную подошли к реализации этой идеи, она не была воспринята, потому что к ответственности привлекался человек, который мог не иметь никакого отношения к нарушению. Фактически мы предъявляли претензии к собственнику транспортного средства, а не к тому, кто в это время был за рулем. Мы с Виктором Николаевичем не раз ездили к Сергею Семеновичу Собянину, который тогда был руководителем Администрации Президента, и благодаря харизме, напористости Виктора Николаевича удалось убедить Сергея Семеновича в том, что это перспективное направление, которое серьезно поднимет безопасность дорожного движения и станет еще одним способом профилактики нарушений ПДД. И на сегодняшний день более 90% всех правонарушений выявляются именно комплексами фотовидеофиксации, а не инспекторами. Кроме того, это решение помогло снизить коррупционную составляющую.

Что же касается Виктора Ивановича Нилова, то он скорее управленец с очень большой штабной культурой. При нем мы в основном частью концентрировались на текущей работе. Он ценил мою подготовленность, компетентность, решительность в принятии решений.
А нынешний руководитель Михаил Юрьевич Черников в чем-то схож с Кирьяновым — своей напористостью, пробивной силой, умением общаться. Все это притягивает людей, помогает решать сложные проблемы, договариваться, находить точки соприкосновения. Виктор Николаевич в свое время ввел практику проведения крупных мероприятий по подведению итогов с участием других федеральных ведомств. При Черникове эта практика вышла на новый уровень. В совещаниях принимают участие министры, руководители ведомств, чья деятельность связана с обеспечением безопасности на дорогах. Они приезжают в Главк, общаются с нашими руководителями, и это общение, в том числе за счет личных качеств, очень помогает службе. О Михаиле Юрьевиче еще много чего можно рассказать, но это, наверное, тема другого интервью.
Сослуживцы и коллеги - о В. В. Кузине Михаил Юрьевич Черников, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения |
|
Все проблемы можно решить только сообща
— Вы упомянули о взаимодействии с другими ведомствами…
— В нашей работе все взаимосвязано, ни одно министерство никогда не решает какую-то отдельную задачу, даже правоохранительную. В любой ситуации все завязано на другие ведомства, без которых решить проблему невозможно. И когда ставится задача, мы начинаем взаимодействовать, так сказать, на низовом уровне внутри ведомств, потому что все нормативные акты, кроме совсем уж специфических «полицейских», подлежат согласованию с другими ведомствами. Поэтому все руководители соответствующих отделов, направлений, да и простые инспекторы взаимодействуют с теми структурами, с которыми нужно подготовить какой-либо документ. Ведь у Главка роль в первую очередь контрольно-методическая, то есть мы готовим нормативные акты, подготавливаем законопроекты и затем контролируем их исполнение. И если мы не будем взаимодействовать, мы не решим тех задач, которые поставлены.
— Владимир Викторович, при подготовке этого материала мы пообщались с людьми, которые с Вами работали и вас хорошо знают. И первое, о чем все говорят в унисон, — что Кузин — грамотный юрист, профессионал и Человек с большой буквы. Тем не менее есть ли что-то, что вам хотелось сделать по службе, но в силу обстоятельств не удалось?
— Наверное, нет. В основном все идеи в той или иной степени претворялись в жизнь. Возможно, не в том масштабе, в котором были задуманы первоначально, но претворялись. В ряде случаев все решалось быстро и просто, в других — требовало длительного времени, прежде всего, на осознание необходимости изменений. Да, какие-то решения не проходили, но, возможно, это даже к лучшему. На мой взгляд, в рамках развития службы, подготовки документов, на основании которых сегодня работает вся страна, сделано многое. Так что не могу сказать, что сожалею о том, что какая-то из моих идей не реализовалась.
О наставниках и профессионализме
— Сегодня Вы известный человек, сделавший, — может быть, это прозвучит пафосно, — очень много для страны. И все же, кого бы Вы назвали своим учителем, наставником? Кто повлиял на Ваше становление?
— Вы знаете, как я уже сказал, каждый человек, с которым ты общаешься, вносит определенную лепту в твое становление. Поэтому говорить об этом мне очень сложно. Единственное, я бы сказал, что введение в основы милицейской службы мне дал Константин Александрович Валан-дин, мой первый начальник отдела в 8-м Главке, куда я поступил на должность госавтоинспектора. Почему? Потому что система этого отдела и в целом 8-го Главка содержала в себе все: подразделения охраны общественного порядка, уголовный розыск, БХСС, следствие... Сфера его деятельности включала даже вопросы информатизации, которая тогда была в самом зачаточном состоянии. Госавтоинспекция была лишь одним из направлений. Благодаря этому я знал, как осуществляются оперативная работа, охрана общественного порядка, как расставляются наряды и так далее. Все это дало определенный объем знаний, который потом пригодился. И, конечно, огромную лепту в мое становление, как я уже говорил, внесли Владимир Александрович Федоров и Виктор Николаевич Кирьянов.
Отдельно хотел бы выделить Александра Юрьевича Якимова, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора. Вот он-то и вложил в меня все то, что необходимо современному квалифицированному юристу.

— По долгу службы Вы взаимодействуете с большим количеством людей. Что прежде всего для Вас важно — не только в сотрудниках, но и в людях вообще?
— Если говорить про исполнителей, то это компетентность. Если вы ставите задачу, а человек не ничего не понимает в этом вопросе, таких людей лучше не привлекать, так как он не сможет должным образом ее выполнить. Что же касается руководителей, то здесь я больше всего ценю благожелательное отношение к людям. Считаю, что человек не должен ставить себя на ступень выше только потому, что он руководитель. Да, субординация должна соблюдаться, все-таки мы — люди в погонах. Но никаких «я начальник — ты никто» в коллективе быть не должно — иначе не будет коллектива. Вот почему я и сегодня продолжаю общаться со многими коллегами, с которыми начинал еще «на низах». У нас нормальные, доброжелательные, а порой и дружеские отношения, которые вытекают за пределы служебной деятельности.
— Что можете сказать про людей, с которыми вы работаете в Главке, ваших подчиненных?
— В основном сюда приходят профессионалы, проработавшие длительный период времени в наших подразделениях на местах, а также в других структурных подразделениях Министерства. Это люди, которые прекрасно знают специфику службы, и для них единственное изменение — это изменение вектора работы: «на земле» нужно было выполнять конкретные задачи, а здесь — готовить документы для выполнения этих задач. Но если ты не знаешь, как выполнять задачи, то ты не подготовишь этот документ. Сейчас к нам как раз идет приток «с земли», а в свое время Главк, и в частности мой бывший отдел, наоборот, был своеобразной основой для пополнения региональных подразделений. Из моего отдела уходили руководителями управлений Госавтоинспекции, начальниками отделов в регионах. И там до сих пор вспоминают этих людей, которые, пройдя подготовку здесь, прекрасно руководили «на земле».
— Можете вспомнить хотя бы несколько фамилий, кто вышел из этой колыбели кадров?
— Например, Геннадий Алексеевич Прядко, который в свое время работал в 6-м отделе Госавтоинспекции в Москве, потом перешел в Главк, возглавлял здесь отдел профилактики, административной практики и дознания, а затем вернулся в Москву и закончил службу первым замом начальника Управления ГИБДД города Москвы. Алексей Николаевич Макаров, мой бывший сотрудник,— сегодня он замначальника ГУВД по г. Москве. Аркадий Генрихович Лаврентьев, тоже сотрудник моего отдела, — руководит в ЦСН БДД МВД России отделом регистрации транспортных средств. И еще многие.
Сослуживцы и коллеги - о В. В. Кузине Александр Юрьевич Якимов, главный редактор журнала «Безопасность дорожного движения», заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор |
![]() |
О наградах и боевом братстве
Рабочий кабинет Владимира Викторовича похож на музей: на полках в шкафах — награды, грамоты...
— А это что за медаль? — интересуюсь я, указывая на красную бархатную коробочку, которая неприметно лежала в коробке среди множества других наград.
— Это нагрудный знак «За безупречную службу. 40 лет». Его мне вручили в 2021 году.

— Я правильно понимаю, что Вы на тот момент были всего лишь 269-м человеком, который удостоен этого знака? — снова спрашиваю я, обратив внимание на номер в наградном свидетельстве.
В ответ Кузин лишь улыбнулся и молча кивнул.
За безупречную службу... Точнее не скажешь! В руках у Владимира Викторовича тем временем появляются другие медали и знаки отличия. Удостоверение почетного юриста Российской Федерации. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» двух степеней. Есть и боевая награда — «За отличие в охране общественного порядка», полученная после соответствующих командировок. И это лишь малая часть его наград.
— Воевали? — удивляюсь я.
— В 90-е пришлось в составе следственно-оперативной группы выезжать на последствия ошских событий (межнациональный конфликт в Киргизии между узбеками и киргизами в 1990 году; основные события происходили в городе Ош. — Прим. автора.). Мы были там в самый сложный период. В феврале прилетели в Ош, наше подразделение направили в Кара-Суу, это райцентр на границе с Узбекистаном. Я тогда в первый раз в Среднюю Азию попал. И то, что мы там увидели, какие пришлось решать задачи... В общем, не хочу вдаваться в детали, скажу только, что межнациональная рознь — это страшная боль и трагедия...
Я был в составе сборной бригады, которая занималась многими направлениями. Как раз незадолго до этой командировки я закончил академию, получил юридическое образование и в этой группе работал больше как дознаватель. Но вообще, в принципе, все работали как оперативники: перевозили подозреваемых, вылавливали так называемых бегунков — многие тогда бежали через границу в Китай. Всякого повидали за эти месяцы. Много было и курьезных историй. Конечно же, со многими подружились, потому что когда в таких экстремальных ситуациях находишься, важно чувствовать, на кого ты можешь положиться.

— А курьезную историю расскажете?
— В нашей группе был дактилоскопист Валерий Костюк. Прошел огонь и воду, до Киргизии успел поработать на ликвидации последствий одного из крупных землетрясений в Средней Азии. Работа непростая: когда разбирают завалы, достают тела, их нужно идентифицировать. И у него на нервной почве аж выпали волосы. Огромный мужчина, метр девяносто пять ростом, косая сажень в плечах, волейболист... Этакий Железный человек. У него была одна особенность. Замечу, мы питались в обычной столовой. Блюда — местные: лагман и все такое. В качестве приправы к этому гастрономическому изобилию полагалась острая-преострая аджика. И когда мы брали суп, то обмакивали кончик вилки в эту аджику — и в тарелку. Вроде капля, а суп острый. А Валера брал столовую ложку, правда, неполную, и мы каждый раз замирали, какой будет его реакция. Он мог по три ложки этой приправы съесть. (Смеется.) А поскольку он был абсолютно лысый, как бильярдный шар, у него на голове мгновенно выступали во-о-от такие капли пота. И вот он ест этот суп и вытирается полотенцем, которое всегда носил с собой. Забавно это вспоминать. Такая вот история.
Мы и после этой командировки дружили. Валерий долгое время служил в СОБРе, потом ушел руководителем службы безопасности в «Норильский Никель». До сегодняшнего дня с ним созваниваемся. А сколько времени-то прошло с 1991 года! Может быть, я тоже пафосно скажу, но боевое братство оставляет большое впечатление на всю жизнь.
Сослуживцы и коллеги - о В. В. Кузине Дмитрий Викторович Митрошин, начальник НЦ БДД МВД России |
![]() |
О силе слова и тесном взаимодействии со СМИ
— У «STOP-газеты» в этом году тоже юбилей. Изданию исполняется 30 лет. Фактически газета родилась и выросла на Ваших глазах. И мои предшественники, основатели «STOP-газеты», — Григорий Аврамович Радуцкий, Татьяна Александровна Алексеева, Алла Ивановна Рязанцева — всегда вспоминают Ваше имя с бесконечной благодарностью и уважением. Какие воспоминания у Вас сохранились о времени становления «STOP-газеты»? На что делались акценты?
— На начальном этапе главной задачей газеты было донести до читателей, что происходит в Госавтоинспекции. Я прекрасно помню то время, когда редакция «STOP-газеты» находилась на Пушкинской. Мы часто туда ездили, общались с коллегами, давали темы и документы для публикаций. Газета и коллектив редакции нам очень помогали донести позицию Главного управления до наших сотрудников на местах. А мы, в свою очередь, содействовали, чтобы издание широко тиражировалось, было в каждом подразделении, у каждого начальника как настольная книга.
Многие до сих пор вспоминают, что «STOP-газета» печатала методички карманного формата для инспекторов. Как только выходил новый закон или другой документ, они подробно разбирались в этих методичках для того, чтобы вся информация была у инспектора под рукой. Для водителей выпускались плакаты с разъяснениями, которые размещались в МРЭО. И водители знали: если «STOP-газета» напечатала — значит, этому можно верить.

Важно, что «STOP-газета» все эти годы поддерживала и продолжает поддерживать все наши начинания. Она и сегодня остается большим подспорьем нам в этом плане. Кроме того, на страницах издания публикуются интервью с руководителями и ветеранами. Их читать всегда интересно. Особенно когда смотришь: вот знакомое лицо, знакомая фамилия, и, читая, всякий раз думаешь, что он скажет, как отреагирует.
Вообще, когда я руководил управлением, отдел пропаганды находился в моем непосредственном подчинении, и взаимодействие со средствами массовой информации всегда было тесным. Мы много выступали на радио и телевидении, делали совместные проекты с различными изданиями. Сейчас, перед юбилеем, вспоминаю многие эпизоды. Вчера посмотрел запись видео на телевидении, где я был экспертом. У меня есть последняя запись Владимира Алексеевича Фокина на «Авторадио» на программе у Валерия Борисовича Кладницкого, которая сделана 10 июня 1998 года. А 21 июня Фокин погиб... И вчера я слушал, как он рассказывал о приказе, касающемся деятельности сотрудников тогда еще милиции, — как останавливать водителей, как общаться и так далее. Этот приказ тогда был только что разработан и еще только должен был вступить в силу. Я почему-то с ностальгией всегда вспоминаю этот эпизод...
Вспоминается и первая запись с Вячеславом Ивановичем Лысаковым. Сейчас он пенсионер, бывший депутат Госдумы двух созывов, а тогда возглавлял общественное объединение автомобилистов. И вместе с Виктором Николаевичем Травиным он «воевал» за праворульные машины, а я был в той передаче в качестве эксперта. Все это раритеты, история.

Так что воспоминаний много. Вот фильм «Московский стиль. Пробки» режиссера Якова Каллера, — Владимир Викторович протягивает мне коробку с диском. — Вот еще один диск. Интересный, кстати, фильм, посвящен фотовидеофиксации. Комментирует его Игорь Геннадьевич Королев, который сейчас возглавляет Дирекцию проекта по безопасности дорожного движения, а в то время руководил Центром телеавтоматического управления движением транспорта столичной Госавтоинспекции. Как раз тогда начинали в Москве внедрять фотофиксацию, ставили пробные камеры. И мы с Виктором Николаевичем проводили брифинг на эту тему, рассказывали, что это такое, зачем это нужно и так далее.
В жизни ничего не стал бы менять
— Скажите, пожалуйста, Вы довольны своей судьбой?
— Во всяком случае, я бы ее не стал менять. Могу сказать, что до какого-то времени я даже и не помышлял о такой стезе. Но так сложилась жизнь, и я нисколько не сожалею, что она сложилась именно так.
— Есть ли у Вас какие-то хобби, увлечения, как отдыхаете и чему радуетесь?
— Радуюсь, когда появляется время на отдых. (Улыбается.) Я вспоминаю 90-е, когда у нас командировки были по 180 дней в году. Приехал — день-два — уехал; приехал — опять день-два — и опять уехал. Вот такой вот режим работы был. Поэтому старший сын еще изредка видел папу дома, а младший — практически нет. Конечно же, хотелось бы иметь больше времени на общение с детьми, с семьей. Поэтому, когда появляется такая возможность, мне больше ничего не нужно. К сожалению, со свободным временем у меня и сейчас не очень. У нас ненормированный рабочий день. Я прихожу на работу к восьми и в восемь уезжаю со службы. Работа затягивает, потому что приносит удовольствие. И это самое главное. Когда работаешь с удовольствием, видишь результаты своего труда — это здорово!
Да, у меня было много различных перипетий на службе. Например, когда еще работал «на земле», в отделе сменился руководитель, и поначалу у меня с ним отношения не сложились. Но спустя некоторое время он практически стал самым близким другом. А тогда, в начале нашего знакомства, — то ли притирка была нужна, то ли недопонимание случилось. В общем, и так бывает…
— Владимир Викторович, у Вас есть мечта?

— Сложно сказать... Мне кажется, я достиг всего, о чем мечтает человек. У меня хорошая семья, дети, пять внуков, в марте должен появиться шестой. Старший сын — активный в плане выполнения демографической программы. (Смеется.) У него уже трое, сейчас будет четвертый. Поэтому с этой точки зрения у меня в жизни все хорошо. И на работе тоже все хорошо. Я — счастливый человек.
— Я знаю, в Вашей жизни скоро начнется новый этап. В какой роли Вы себя видите?
— Понятно, что все когда-то заканчивается. Есть закон, который определяет предельные сроки службы. Я к этому отношусь нормально. С другой стороны, вы же понимаете, что дома я сидеть не буду. Не чувствую в себе необходимости просто сидеть и смотреть телевизор, считаю, что еще могу принести пользу обществу. Конечно, если человек чувствует, что становится обременением, лучше уйти совсем. Но я, если честно, на это пока не настроен. Желание работать есть, здоровье пока позволяет, энтузиазм есть. А какой будет моя новая роль? Жизнь покажет.
— Это интервью выйдет как раз накануне Вашего юбилея. Какие мысли приходят Вам в голову по этому поводу? И что бы Вы хотели сами себе пожелать?
— Мысли абсолютно спокойные. Во-первых, ни о каких юбилеях я даже не задумываюсь. Вообще, как говорят, день рождения — грустный праздник, особенно когда возраст увеличивается. Так что я на этом не зацикливаюсь, для меня это просто еще один день рождения.
— Владимир Викторович, спасибо за интересную беседу. Для меня большая честь быть знакомой и работать с Вами. Это не просто слова. И в качестве завершения нашего разговора что бы Вы пожелали читателям «STOP-газеты»?
— Читайте «STOP-газету». Она помогает нам жить и служить. А коллективу — терпения, стойкости, процветания и развития на долгие годы.
Беседовала А. СУРАЖЕВСКАЯ
Фото из архивов В. В. Кузина и редакции
Редакция «STOP-газеты» поздравляет Владимира Викторовича с юбилеем!
Желаем удачи, неиссякаемого оптимизма, творческого вдохновения, новых успехов и покорения новых жизненных вершин! А также крепкого здоровья, счастья, любви родных и близких Вам людей! Наверх