Не галопом по Европе
Мы ехали, смотрели в окна автобуса, как убраны поля, кто пасется на лугах, какие вокруг дома. Хороший экскурсовод Наташа помогала видеть незримое. Рассказывала о прошлом и настоящем каждой страны. Например, Польша. При всех достижениях есть знакомые недостатки. Построили автобан так, что после чемпионата мира по футболу на нем уже глубокая колейность. И надо опять занимать деньги у европейского банка на ремонт, когда еще за прошлые займы деньги не отдали. Узнаете российский вариант?
Да и у европейцев тоже свои просчеты. Понастроили ветряков для получения энергии. А птицы оттуда, где стоят ветряки, улетели, да и мыши с кротами тоже ушли. Земля стала мертвой. Не могут понять, почему. Вот вам и экологически чистая энергия.
Незаметно переехали в Германию. Немецкие отели поразили аккуратностью, чистотой, изобретательностью. Рядом с техническим прогрессом есть и нравственный. Богатые жители Германии попросили правительство брать с них больше налогов, чтобы уменьшить социальное напряжение из-за неравенства. Социальная фантастика какая-то.
В Брюсселе культ знаменитой скульптуры писающего мальчика. Его фигурки повсюду. В кафе, магазине, на улице. Из самых разных материалов — гипса, камня, дерева, шоколада... По праздникам эти озорники писают пивом, вином, а то и коньяком. Есть даже музей одежды мальчика Писа. Делегации из разных стран, когда приезжают в Брюссель, привозят свои национальные костюмы для этого обнаженного ребенка. Интимная процедура, так смело показанная, подтолкнула создать и памятник писающей девочки, о котором мало кто знает. Как и то, что скульптор отдал свой гонорар на улучшение работы одного из местных хосписов.
Брюгге — сказочный городок. В нем есть фрагменты Венеции, московских Патриарших прудов и конечно, своего неповторимо бельгийского. На озере влюбленных плавают пронумерованные лебеди и утки. Оказывается, Босх тоже долго жил в Брюгге. И тут, словно по мановению босховской фантазии, на главную городскую площадь въехали двухколесные люди на сигейтах. Это были полицейские, которые используют новое устройство для патрулирования улиц. Хотя чего тут патрулировать. Город мирный и спокойный.
Переезжаем во Францию. Сразу замечаем, что светофоры ниже, чем у нас, наши водители говорят — это удобнее, лучше их видно из автомобиля. Перекрестки довольно часто представляют собой круговую развязку. При этом действуют обычные правила — ты пропускаешь всех, кто справа, если не стоит знак «Главная дорога».
Во время путешествия нам сообщили, что жизнь французских автолюбителей осложнилась. В стране появились новые радары, способные фиксировать превышение скорости автомобиля на расстоянии нескольких километров.
На сегодня минимальный штраф за нарушение скоростного режима во Франции составляет 45 евро за городом, 90 — в пределах населенных пунктов. Как говорят полицейские, любимый прием лихачей — сбрасывать скорость непосредственно перед полицейской камерой — во Франции больше не поможет избежать наказания. Представители дорожной полиции Франции заявляют, что пока зона охвата радара составляет два километра, но при необходимости она может быть увеличена.
Вождение в Париже требует особого внимания. Недостаток парковок изматывает. Наш автобус часто страдал из-за этого. Водитель быстро нас высаживал и потом ездил по кругу или уезжал куда подальше, чтобы потом вернуться к определенному времени. Французские водители умудряются вставать на крошечных участках. В центре места парковки обозначены специальной разметкой. Они платные, причем цены нарочно завышены, для того чтобы вынуждать водителей пользоваться общественным транспортом.
Вокруг Парижа расположена кольцевая дорога, которая называется Boulevard peripherique. Это лучший способ объехать центр Парижа, но и здесь в часы пик также возникают пробки, как и у нас на МКАД.
Пристегиваться ремнями безопасности во Франции обязательно, запрещается сажать детей на переднее сиденье, даже если они пристегнуты, тем более — если сидят на коленях у взрослого. За этим полиция следит, как и за вождением в нетрезвом состоянии. Без разговоров забирают водительское удостоверение прямо на месте вслучае, если содержание алкоголя в крови водителя превысит допустимую норму. В то же время они могут быть очень терпимыми к иностранцам, которые едут на машинах с иностранными номерами. Если вы остановитесь на высокоскоростной магистрали для того, чтобы перекусить, учтите, что вам подадут только безалкогольные напитки, включая безалкогольное пиво, если вы не закажете серьезной закуски.
Чтобы представить себе историю французских королей, отправились во дворец Фонтенбло под Парижем. Гид Татьяна провела нас по знаменитому русскому кладбищу Сент-Женевьев-де-Буа. Могилы русских офицеров, писателей, музыкантов. Необыкновенно оформлена могила Рудольфа Нуриева. Могильный холм покрыт восточным каменным ковром из разноцветной мозаики.
В городе Руане главный герой — готический Руанский собор. Поражает величественностью и архитектурной роскошью фасадов. В праздники его подсвечивают лазерными «красками», собор светится, оживает. Под музыку зрелище очень впечатляющее. Также в Руане много средневековых строений — фахверковые дома XIV—XVII веков. Фа сады «перечеркнуты» деревянными балками, почерневшими от времени. Пиршество для киношников, если снимать фильмы о средних веках. В Руане была сожжена Жанна д'Арк, сохранился дом, где она была осуждена, а позднее реабилитирована. На месте ее казни построили оригинальную церковь всовременном стиле, посвященную ее памяти. Воочию видишь и ощущаешь, как религиозное чувство архитекторов ищет новое архитектурное формосодержание нашего времени.
После Руана был город Кан — столица нижней Нормандии, департамента Кальвадос (это еще название яблочной водки, которую так и не удалось попробовать). Историческая застройка была изуродована сильной бомбардировкой союзников во Вторую мировую войну. В мужском аббатстве находится могила Вильгельма Завоевателя. В окрестностях много яблочных садов. Сами яблони в основном низкорослые. Оказывается, их сажают специально для коров, которые очень любят этот плод, и молоко потом у них отдает разными сортами — антоновкой, мельбой, белым наливом...
Солнечным утром отправились в Мон Сен-Мишель. Уже из автобуса увидели огромную гору-храм. Оставив автобус на стоянке, идем к аббатству. С каждой мину той народу все больше. Это паломничество сюда не случайно. Аббатство построено в уникальном месте, на скале. Приливы и отливы заполняют пространство вокруг водой, и Сен-Мишель стоит один-одинешенек, как молитва земли к небу во время потопа. По форме это великолепное архитектурное средневековье, вобравшее в себя романский и готический стили разных времен. Большие и малые залы с колоннами, сводчатые потолки, камины, винтовые лестницы, каменные балконы. Недаром его называют восьмым чудом света.
Едем дальше. И замечаем, что французские водители не всегда соблюдают ограничения скорости и так же, как наши, сигналят фарами машинам, которые едут навстречу, предупреждая об очередной засаде.
Высокоскоростные магистрали во Франции в основном платные. Можно оплатить пользование этими дорогами сразу же при въезде либо взять талон и оплатить его при выезде. Национальные дороги идут параллельно платным и за проезд по ним плата не взимается, так же как и за более мелкие департаментские дороги.
Французские водители не очень-то церемонятся с пешеходами. Поэтому даже на пешеходных переходах прохожие прежде, чем переходить дорогу, смотрят по сторонам. Для того чтобы водители все-таки сбрасывали скорость, в жилых районах количество «лежачих полицейских» явно возрастает.
Подъезжаем к городу Сен-Мало, который исторически считался морской вотчиной пиратов. Его окружают мощные стены. По всему видно — готовность к осаде номер один. На обратном пути нам поставили художественный фильм про пиратов из Сен-Мало, что значительно дополнило впечатление. Иногда в день мы, как пираты, брали на абордаж три города. Такие очаровательные, как Рен или Фужер. Главное в них — хорошо сохранившиеся небольшие крепости и замки. Рвы перед замками наполнены водой, в которой плещется рыба. Мы даже видели рыбаков, которые сидели с удочками. Правда, улова ни у одного не увидели. Городок Метц — столица департамента Мозель. Приехали в него поздно — темнело. Заселившись в отель, отправились на обзорную экскурсию. Надеялись увидеть представление поющих фонтанов в городском парке на одном из рукавов реки Мозель. Но этого не случилось. Ничего страшного — ночная прогулка все равно впечатлила таинственным спокойствием провинциального городка.
Маршрут уже шел к завершению, когда приехали в Люксембург, поразивший социальной гармонией и горной красотой. Город изящно вписан в скалы и долины с протекающими внизу реками, через которые перекинуты высокие мосты. Каждый клочок земли великого герцогства обработан с какой-то необычной тщательностью. Оказывается, это все делают пожилые люди, обихаживая эти участочки и тем самым поддерживая себя не только продуктами, но и приятным трудом себе в радость. С молодежью в городе плохо. Нет своих вузов, ребята уезжают, женятся и остаются в других странах. Преобладает пожилое население, которое власти всячески берегут и холят. Дают им огородики, землю для садов и палисадников. Мы даже видели пасеку в черте города. Социальная поддержка в герцогстве одна из са мых лучших в Европе. Устраивают даже конкурсы красоты среди пожилых.
Кто заботится о людях, не забывает и о животных. Проезжаем по автостраде. По бокам густой лес. А через дорогу странный мост — весь зарос кустами и травой. Оказывается — это для животных — лосей, зайцев, барсуков, чтобы они на ту сторону леса переходили, не подвергая свою жизнь опасности. То же сделано для ежиков, лягушек, ужей, но уже внизу, под автострадой.
Переход через границу Польши и Белоруссии прошел безболезненно. И вот уже в поезде обсуждаем пройденное и пережитое. Отмечаем хорошо отрежиссированную дорожную программу. Симбиоз реально виденного и переосмысленного в видеофильмах, которые не просто скрашивали длительность перегонов, а добавляли новый смысл, новые знания. В отелях размещались сразу по прибытии, ждать нигде не приходилось, номера к нашему приезду были уже готовы. Особенно впечатлило мастерство водителей. Как режиссер должен раствориться в актерах — так их работа была ровной, четкой, без рывков и резких торможений (никто кипятком не облился, когда допивал чай или кофе). А ситуаций неприятных было много. Увы, не все европейские водители так уж идеальны. Тоже спешат, подрезают. Полиция дорог вроде бы нигде не маячила, но тем не менее после Берлина нас остановили, проверили документы, тахометр, соблюдение графика режимов вождения. Результат — по дороге мы встретили лишь одно ДТП, возвращаясь из Польши. А ехали мы по европейским дорогам долго и много — 5340 км.